КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ
- в международном праве -действия невооруженного или
вооруженного характера, совершаемые двумя или более государствами или
региональными и универсальными организациями, уполномоченными на
поддержание и восстановление международного мира и безопасности. К.м.,
исходящие от государств, могут либо выполнять функции восстановления
нарушенного права (например, коллективная самооборона), либо быть
средством реализации международно-правовой ответственности за совершение
международного преступления, преследуя в этом случае карательные цели
(см. тж. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ). Такие же задачи решаются
К.м., применяемыми международными организациями, прежде всего ООН. Однако
ООН, в отличие от государств, вправе обратиться к К.м. как
принудительного, так и превентивного характера (ст. ст. 2,5, 50 Устава
ООН). Рекомендации или решения о применении К. м. принимаются Советом
Безопасности ООН ъ случае констатации им в конкретной ситуации угрозы
миру. нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 Устава ООН). Применение
К.м. от имени ООН регулируется положениями гл. Vu Устава ООН и возлагается
только на Совет Безопасности. Различаются меры невооруженного и
вооруженного характера. Первые могут включать полный или частичный перерыв
экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых,
телеграфных, радио или других средств сообщений, а тж. разрыв
дипломатических отношений. Вторые - действия воздушными, морскими или
сухопутными силами, включая демонстрации, блокаду и другие военные
операции. Различаются меры невооруженного и вооруженного характера. Первые
могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений,
железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или
других средств сообщений, а тж. разрыв дипломатических отношений. Вторые -
действия воздушными, морскими или сухопутными силами, включая
демонстрации, блокаду и другие военные операции.