КОНКУРЕНЦИЯ
- состязание между экономическими субъектами, когда их
самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из
них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке: борьба за рынки сбыта товаров с целью
получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. К. представляет
цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из
наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной
экономике. Различают следующие виды К.: чистая, идеальная, совершенная -
К., имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего,
взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и
покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы
продаж; монополистическая - К., имеющая место на рынке с большим
количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров,
продаваемых по разным ценам: олигополистическая - К., имеющая место на
рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных
оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;
недобросовестная - К., участники которой нарушают принятые на рынке
правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов,
стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей
продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены.
Недобросовестную К. в наиболее простых формах называют хищнической;
несовершенная - К. в условиях рынка, значительно отличающихся от
идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой К.;
неновая -К., осуществляемая посредством снижения цен; неценовая - К.,
осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи
при неизменных ценах.