Юридический справочникЮридический справочникЮридический справочникЮридический справочникЮридический справочникЮридический справочникЮридический справочникЮридический справочник

Законы, кодексы, юридический словарь, справочник уголовного права, финансовый словарь, бухгалтерский словарь, экономика и право.

"БОЛЬШОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК"

Юридический портал

Комментарии к Статье 141  (гражданского кодекса) РФ Валютные ценности
Комментарии к Статье 141  (гражданского кодекса) РФ Валютные ценности
Комментарии к Статье 141  (гражданского кодекса) РФ Валютные ценности

Комментарии к Статье 141 (гражданского кодекса) РФ Валютные ценности

1. Законом о валютном регулировании (п. 4 ст. 1) к валютным ценностям относятся: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и необработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также к лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Однако пока он не определен.
Под иностранной валютой Закон о валютном регулировании (п. 3 ст. 1) понимает: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
2. Порядок совершения сделок с валютными ценностями установлен Законом о валютном регулировании, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами. Так, Закон о валютном регулировании (п. 2 ст. 4) предусматривает, что в Российской Федерации покупка и продажа иностранной валюты производится через уполномоченные банки в порядке, установленном ЦБР. Сделки купли - продажи иностранной валюты могут осуществляться на внутреннем валютном рынке Российской Федерации непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, которые действуют в порядке и на условиях, предусмотренных ЦБР.
3. Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" (Сборник нормативных актов о валютном регулировании и валютном контроле. М. 1994, с. 233 - 245) (далее - Инструкция N 7) устанавливает, что резиденты - юридические лица вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки для осуществления: а) текущих валютных операций; б) валютных операций, связанных с движением капитала, которые согласно нормативным актам ЦБР проводятся без лицензии ЦБР; в) платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафов за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредитов; г) для оплаты командировочных расходов сотрудников, направляемых в командировку за рубеж; д) для оплаты расходов на содержание представительств юридических лиц, открытых в соответствии с разрешениями ЦБР; е) для обязательных платежей в иностранной валюте, которые взимаются государственными органами согласно федеральным законам; ж) валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии соответствующей лицензии ЦБР в пределах сумм, указанных в ней (п. 24). Согласно п. 20 Инструкции N 7 нерезиденты - юридические лица вправе без специальных разрешений ЦБР и без указания целей приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки за счет рублевых средств, находящихся на их счетах.
4. Условия покупки иностранной валюты за рубли, а также ее продажи физическими лицами (резидентами и нерезидентами) за счет средств на их счетах в российских уполномоченных банках определены в Положении ЦБР "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" N 39, утв. Приказом ЦБР от 24 апреля 1996 г. N 02-94 (см. коммент. к ст. 140 ГК). В приведенных случаях речь идет о купле - продаже иностранной валюты в безналичной форме.
5. Инструкция ЦБР от 27 февраля 1995 г. N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно - обменных операций уполномоченными банками" (Валютные операции. Нормативные акты с комментариями. М., Агентство "Бизнес - Информ", 1995, с. 251 - 283) устанавливает порядок проведения сделок с наличной иностранной валютой (п. 1.6). В частности, обменные пункты вправе осуществлять следующие операции:
а) покупку и продажу иностранной валюты за наличные рубли;
б) покупку и продажу платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажу и оплату платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
в) прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
г) выдачу наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной иностранной валюты для начисления на счета физических лиц в банках;
д) обмен (конверсия) наличной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого;
е) размен платежного денежного знака иностранного государства на его же платежные денежные знаки. Указанные сделки резиденты и нерезиденты вправе проводить только через уполномоченные банки.
6. Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются на территории России только через уполномоченные банки согласно п. 15 раздела VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Основные положения (п. 15 раздела VIII) разрешают заключение сделок с валютными ценностями на территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, в следующих случаях:
а) передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
б) дарения валютных ценностей супругу или близким родственникам;
в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
г) приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном российским законодательством.
7. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756 (СЗ РФ, 1994, N 11, ст. 1291) (далее - Положение N 756). Оно распространяется на сделки с золотом и серебром в стандартных и мерных слитках; в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах. Положение N 756 устанавливает, что сделки с указанными объектами вправе заключать только определенные субъекты. Учитывая, что Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням был упразднен Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. N 1177 (СЗ РФ, 1996, N 34, ст. 4082) (п. 1) и согласно Постановлению Правительства РФ от 5 января 1997 г. N 2 (СЗ РФ, 1997, N 2, ст. 248) Минфин РФ является одним из его правопреемников, также сделки вправе заключать Минфин РФ. Кроме того, сделки с названными объектами вправе совершать: ЦБР, специальные уполномоченные банки (коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию), пользователи недр (юридические лица и индивидуальные предприниматели); скупочные предприятия, предприятия - заготовители (юридические лица и индивидуальные предприниматели); предприятия - переработчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели); аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%); промышленные потребители (юридические лица и индивидуальные предприниматели); инвесторы (предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным выше субъектам, которые вкладывают свои средства в приобретение слитков золота, серебра и монеты. Положение (п. 3) предусматривает, что денежные обязательства, которые возникают при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в рублях.
ЦБР 1 ноября 1996 г. Приказом N 02-400 ввел в действие Положение "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" ("Бизнес и банки", 1996, N 49) (далее - Положение N 50). Положение N 50 (п. 7) разрешает уполномоченным коммерческим банкам совершать следующие операции и сделки с драгоценными металлами: а) покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет своих клиентов; б) привлекать драгоценные металлы во вклады от физических и юридических лиц; в) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; г) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов; д) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между российскими резидентами, должны быть выражены и оплачены в рублях (п. 8.4 Положения N 50).
Временный порядок проведения Банком России операций по купле - продаже драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утв. Приказом ЦБР от 30 декабря 1996 г. N 02-475 (Вестник Банка России, 1997, N 2, с. 30 - 40) устанавливает порядок купли - продажи драгоценных металлов ЦБР и уполномоченными банками.
8. Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759 (СЗ РФ, 1996, N 27, ст. 3286) (далее - Положение N 759). Оно распространяется на сделки с природными драгоценными камнями (алмазами, изумрудами, сапфирами, александритами следующих видов: а) сырые, сортированные и оцененные; б) обработанные (ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения); в) рекупированные (извлеченные из инструмента) (п. 1). Положение N 759 не охватывает сделок, связанных с вывозом из России и ввозом в Россию природных драгоценных камней; с ювелирными и другими бытовыми изделиями и вставками из природных драгоценных камней, перечень которых определяется нормативно - технической документацией; с сертифицированными ограненными природными драгоценными камнями (п. 2). Право заключения сделок с указанными объектами принадлежит особым субъектам, российским резидентам: Минфину РФ, ЦБР, уполномоченным банкам, добывающим организациям (пользователям недр); обрабатывающим организациям, промышленным потребителям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям); торгово - посредническим организациям; инвесторам (юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства в приобретение природных ограненных камней через специально уполномоченные банки, ограночным предприятиям, а также другим юридическим лицам, имеющим право на работу с природными драгоценными камнями).
Согласно Положению N 759 (п. 6) совершение сделок с сырыми и несортированными природными драгоценными камнями запрещается. ЦБР и специально уполномоченные коммерческие банки вправе совершать сделки купли - продажи природных драгоценных камней за свой счет либо за счет своих клиентов, осуществлять залоговые операции и совершать иные сделки, разрешенные российским законодательством. Инвесторы вправе совершать сделки купли - продажи обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения (п. 13). Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическими лицами запрещается.
Согласно п. 14 Положения N 759 владельцы природных драгоценных камней могут использовать их в качестве залога. В то же время их нельзя использовать в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, которые коммерческие банки предоставляют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции (п. 15 Положения N 759).
Для реализации Положения N 759 ЦБР и Минфин РФ издали письмо от 3 октября 1996 г. N 334 и от 10 октября 1996 г. N 11-0702/151 "О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 759" (Нормативные акты по банковской деятельности. Приложение к журналу "Деньги и кредит", 1997, N 1, с. 45 - 47), которое определило перечень сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории России.
9. Правила совершения банками сделок купли - продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. N 772 (СЗ РФ, 1997, N 27, ст. 3230). Согласно Правилам (п. 3) все операции, связанные с куплей - продажей слитков, должны совершаться в присутствии физического лица, покупающего (продающего) слитки. При купле - продаже слитков к ним должны прилагаться документы, подтверждающие их происхождение.
10. Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий в ломе утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1089 (СЗ РФ, 1994, N 23, ст. 2568). Согласно этим Правилам (п. 8) скупочные предприятия принимают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых и иных непромышленных изделий в ломе, не запрещенных законодательством для продажи населению, независимо от наличия на них оттисков именинников изготовителей изделий и оттисков государственных пробирных клейм. Скупочным предприятиям запрещается принимать: алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы; золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, слитках, пластинах, проволоке; полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства; предметы производственно - технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (контакты, лабораторная посуда и другие), драгоценные камни, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде; ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, если иное не предусмотрено законодательством; предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное и огнестрельное оружие, оружие в оправе и другие). При сдаче ценностей физическое лицо обязано предъявить паспорт или документ, его заменяющий.
11. Согласно Закону о валютном регулировании (п. 1 ст. 3) право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с другими объектами. Собственник валютных ценностей вправе требовать защиты принадлежащего ему права на валютные ценности в общем порядке согласно гл. 20 части первой ГК.
12. В соответствии с Законом о валютном регулировании (п. 1 ст. 14) сделки с валютными ценностями, совершенные в нарушение российского валютного законодательства, считаются недействительными (см. коммент. к ст. 167 ГК). Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной (ст. 153, 154 КоАП) и уголовной ответственности (ст. 191 УК).

Комментарии к Статье 141  (гражданского кодекса) РФ Валютные ценности
Юридический справочник © 2010